Будущее России
— здоровое поколение
Продюсерский центр
индустрии товаров
и услуг для детей
и юношества
Подписка на RSS канал
Открыта регистрация заявок
на участие в Национальной
премии «Здоровое поколение»

Предложение эксперта

Вы можете предложить свою кандидатуру в состав Экспертного совета премии «Здоровое поколение XXI». Для этого вам нужно указать фамилию предлагаемого эксперта и кратко обосновать своё предложение:

Новости сайта

На сайте фонда www.zpfond.ru более двух месяцев продолжается общественное голосование на предмет формирования Экспертного совета Премии «Здоровое Поколение XXI».

Новости фонда

Международный день детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей, в Женеве.

Анонс мероприятий

Согласно новому Положению о Национальной премии «Здоровое Поколение XXI», в московском регионе (г. Москва) в период c 15 сентября до 15 декабря 2012 года, будет проводится сбор заявок на участие в специальных номинациях премии – «Социально ориентированное предприятие Москвы».

Мероприятия

В настоящее время эксперты фонда работают в составе рабочей группы, совместно с Федерацией рестораторов РФ и экспертами Министерства Образования РФ над анализом итогов многочисленных экспериментов и исследований, которые проводились в последние 8-10 лет в области реформирования системы школьного и детского питания.

Программа поддержки воскресных школ Московской области

С 2012 года фонд открывает новую общественную целевую программу поддержки воскресных школ Московской области (Московская епархия Русской Православной Церкви).

Пока действие этой программы распространяется только на Московскую область, однако организаторы программы надеются, что примкнувшие к финансированию программы спонсоры и благотворители позволят расширить область программы на другие регионы Российской Федерации.

Координатор программы – Александр Новиков info@zpfond.ru

 

УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ

Суть программы заключается в организации технической помощи и обеспечении необходимым инвентарем для организации полноценного учебного процесса воскресных школ Московской епархии Русской Православной Церкви. Для участия в этой программе от имени воскресной школы – руководителю школы необходимо зарегистрироваться на нашем сайте и связаться с координатором программы по тел. +7 (495) 749-60-70. Информация обо всех зарегистрированных в программе воскресных школах появится в специальной базе данных нашего фонда.

Все партнеры программы, желающие помочь воскресным школам, получают доступ к базе данных воскресных школ и могут самостоятельно определить школу, вид, объем и размер помощи. Все участники программы будут награждены специальными дипломами Партнеров Фонда.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ 

Воскресные школы существовали в дореволюционной России, они возникли в середине XIX в. по инициативе передовой интеллигенции, главным образом, студенческой молодёжи. В XIX веке в церковно-приходских школах учились тогда только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы.  

Согласно мониторингу преподавания знаний о религии в 79 субъектах Российской Федерации действует около 3.000 воскресных школ, при этом православные воскресные школы абсолютно преобладают (93% от общего числа 2876 школ). При этом по числу православных школ лидируют Московская область (625), Санкт-Петербург (376), Кемеровская область (210), Ставропольский край (190), Воронежская область (120), Башкирия (95), Ярославская область (75), Самарская область (70), Белгородская область (64), Владимирская область (61), Новосибирская область (60), Смоленская область (55), Омская область (50). Однако обеспеченность помещениями, техническое оснащение и вся учебная инфраструктура воскресных школ находятся на порядок ниже, чем государственные общеобразовательные школы.

Православное образование формирует у человека правильное православное мировоззрение. Конечно, преподаватели воскресных школ не заставляют детей молиться, ходить в храм - это естественное, личное движение человека. Но православное образование формирует личность человека. Он учится быть человеком, легче находит свое место в обществе. Задача воскресной школы заключается в том, чтобы воцерковить ребенка, подготовить его к взрослой жизни и дать навыки и основы православного мировоззрения. А через труд и участие в различных кружках – будь то кулинария, спортивные секции, театральные, музыкальные, рукоделие, лепка – приучить к труду и дать навыки самостоятельного творчества в рамках русских национальных традиций. Цель одна – воцерковление ребенка, чтобы он имел свой личный опыт общения с Богом. Это главная цель любой воскресной школы!

Предметы в воскресной школе могут быть различными. Это, прежде всего Закон Божий - это познание о богослужениях, общее понятие об иконописи, о церковном пении и музыке, о Библейской истории.  В воскресной школе, так же как и в обычной, есть деление на «классы», правда, довольно условное: начальные классы – дети до 4 лет; второй класс – дети с 4 до 8 и так далее (количество классов в каждой школе разное и зависит от подхода к обучению).

Образование в воскресных школах, как правило, является полностью бесплатным. Школы не требуют от родителей школьников какой-нибудь платы за обучение. Все мероприятия в воскресных школах готовятся и проводятся самими учащимися и преподавателями.

«Политика» воскресной школы во многом зависит от настоятеля Храма, при котором действует воскресная школа. Где-то преподавание идет по традиционной программе, разработанной в соответствии с рекомендациями отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, и дети должны следовать строгим правилам поведения. Есть школы, главным принципом которых становится не столько приучить к дисциплине, сколько, сохраняя верность основам, показать, что вера – это сама жизнь, постоянно меняющаяся и удивительно интересная.

Занятия в воскресной школе проходят всего один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и встречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность. Вся «школьная форма» – это, как правило, платки и юбки для девочек, и аккуратность и некоторая строгость в одежде для мальчиков.

 

ПРОБЛЕМЫ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

Самая большая проблема воскресных школ, прежде всего, – общая нехватка помещений для занятий. Часто для занятий используется сторожка, или вагончик или другое не совсем приспособленное помещение. Бывают случаи, когда дополнительных помещений нет, тогда занятия проводятся прямо в храме. Тут уже невозможно говорить о полноценном учебном, тем более творческом процессе. В более подготовленных приходах существует какое-то более подготовленное помещение, но нет нормальных парт или столов, стульев, учебных досок, канцелярских товаров.

Большие воскресные школы развиваются, где-то в сотрудничестве с общеобразовательными школами, где-то проводят кружки в общеобразовательных школах. И на данный момент существует другая проблема, не только развития воскресных школ, что вполне естественно, но и работа с общеобразовательными школами. Это преподавания в школах предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». На данный момент, по сравнению с прошлым годом увеличилось количество школ, где осуществляется преподавание данных предметов. Хотя обучение детей проходит, в основном факультативно, потому что есть проблемы с часами.

В настоящее время существуют курсы для преподавателей предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». Конечно, сначала нужно вырастить этих преподавателей, чтобы они захотели этот предмет преподавать. Но интересное замечание даже самих преподавателей, в частности, учителя истории и обществознания Елена Викторовна Огородникова школы «Гармония». По ее словам, весной среди учащихся учреждения проводилось анкетирование, которое включало в себя 20 вопросов. Опрашивались дети, как изучавшие, предмет «Основы православной культуры», так и ничего не слышали о православной культуре. Результаты мониторинга позволили сделать выводы. Разница в мировоззрении детей была существенна, хотя бы в том, что дети, изучавшие ОПК, не просто стали молиться и знать какие есть православные праздники. Они научились разбираться в себе в своей жизни, научились осмыслению своего положения в обществе в мире и во Вселенной, стали задумываться о своем будущем. В частности, они хотели бы стать после получения образования учителями, врачами, можно сказать, низко оплачиваемыми специальностями. А дети, которые не слушали предмет «Основы православной культуры» они хотели бы стать бизнесменами, топ-моделями и др. Даже такой элементарный пример говорит, о многом.

 

ЧЕМУ УЧАТ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ?

6 месяцев – 4 года

Пока еще лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. Например, в Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами, и занятия эти похожи на любые другие развивающие игры и занятия для малышей: 1–1,5 часа малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого Писания, если поделки – то к Рождеству или Пасхе. Начинается и заканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.

С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих людей.  Они воспринимают молитву, таинства не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверстников.

4 года–8 лет

Занятия продолжаются уже на новом уровне и длятся 2–3 часа. Их становится больше, дети посещают занятия уже без родителей. Ребята получают больше самостоятельности: они участвуют в театральных постановках, сами предлагают темы для занятий, участвуют в подготовке общих мероприятий вместе со взрослыми. Ответственность тоже растет: дети не только берут, но и учатся отдавать. Все занятия в воскресной школе – это не развлечение, а труд во благо других. Детские поделки – вышивки, открытки, украшения – дарятся прихожанам на праздники или продаются на благотворительных базарах.

Деньги потом передаются, например, в детский дом, где воспитываются дети сироты - чтобы ребенок знал, что и он приносит пользу другим, делает жизнь лучше, и труд его не напрасен, и ценил то, что имеет. Одно из самых ценных свойств воскресной школы – причастность ребенка общей «большой» жизни.

8–10 лет

В это время у ребят появляются «предметы»: Закон Божий, церковнославянский язык, наравне с обычным – церковное пение.

В целом уроки могут занимать по 3–4 часа. По воскресеньям дети наряду со взрослыми поют на клиросе во время службы, иногда бывают даже детские литургии, во время которых поет только детский хор под руководством кого-то из молодежи. И конечно, дети продолжают творить: в этом возрасте может добавиться возможность заниматься иконописью.

 

ГДЕ НАЙТИ ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ?

Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы, можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы, если ребенок еще не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.

Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий дети также идут на службу в церковь. Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.

Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой. 

 

МНЕНИЯ 

Создание на базе Церкви альтернативной системы образования и здравоохранения идет давно и отвечает потребностям общества, считает директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области.

"Этот процесс давно идет. Если это и не однозначно параллельные структуры, то, по крайней мере, учреждения, работающие по благословению Церкви. Это и школы, и гимназии, и детские сады", - сказал он.

Священник уверен, что этот процесс "не остановить". "Это уже не только церковное дело, поскольку в этом проявляется и миссионерская деятельность Церкви, но это уже народное дело, отвечающее народным запросам", - пояснил он. По словам отца Алексия, вопрос о том, делать или нет, уже не стоит. Вопрос даже не стоит, делать это или нет. Священник считает необходимым найти ответы на более актуальные, по его словам, вопросы: "во-первых, как поддержать тех, кто этим занимается, во-вторых, как использовать наработанный уже за десятилетия опыт, и, в-третьих, как согласовать эту деятельность с государственными законами и с тем направлением жизни, которое дает нам Церковь". "Отрадно, что это благое дело развивается в Ставрополье. Ведь это наш духовный рубеж. Безусловно, призыв владыки Феофилакта должен быть услышан. Будем молиться о том, чтобы это дело успешно развивалось", - заключил отец Алексий. 

 

Церковь должна развивать свои образовательные учреждения, но не в противовес государственным, считает протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

"Конечно, это следует развивать. Это приносит реальную пользу людям. И это реальная возможность иного пути", - сказал он. При этом священник отметил, что Церковь не отвергает соответствующие государственные учреждения. "Церковь не противопоставляет себя государству. Но мы видим, что переживает современная школа. Она буквально истрепана этими бесконечными реформами. Это можно остановить с помощью властных полномочий, но можно продемонстрировать и иной подход, опирающийся на наши традиции", - пояснил он. 
 По словам отца Бориса, Россия "крайне нуждается" в этом. "Это как глоток свежего воздуха, - считает священник. - Это спасительная инициатива. Ее нужно всячески поддерживать, в том числе и на государственном уровне". Возражения, что эта инициатива каким-то образом нарушает права человека отец Борис считает "полным идиотизмом". По его словам, "первое неотъемлемое право человека – это пребывать в богодарованной свободе". "Нужно обязательно использовать многовековой опыт педагогики. На примере Свято-Тихоновского университета, Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина мы видим осуществление совершенно иного подхода к человеку, в основании которого духовно-нравственная традиция. Именно этот опыт надо демонстрировать и распространять", - заключил отец Борис.

 

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает необходимым создавать и развивать альтернативную систему образования и здравоохранения.
"Говорить о том, что Церковь таким образом вмешивается в жизнь общества – абсурд", - сказал он. "Церковь и так является самой значительной частью общества, а люди, ассоциирующие себя с православием, составляют абсолютное большинство", - пояснил он. По мнению священника, упреки в адрес Церкви "чаще всего раздаются от тех, кто отрабатывает гранты разных неправительственных фондов антироссийского толка". 
Напомнив о том, что церковные приюты, церковные больницы и школы являются частью исторической традиции, священник считает правильным ее возрождение, "особенно в ситуации, когда государство не справляется". По его словам, в этом нет "никакого нарушения Конституции относительно прав человека". "Создание подобных альтернативных учреждений очень важно для укрепления духовного здоровья нации, для спасения нации, которая фактически погружается в бездну мракобесия и безнравственности. То, что делается на Ставрополье, нужно делать повсеместно. Потому что речь идет о спасении страны. А Церковь спасает людей и духовно, и физически", - заключил отец Валерий.

Вы можете добавить страницу на свой аккаунт в социальных сетях

Региональный общественный фонд «Здоровое Поколение XXI»
129327, г. Москва, Анадырский проезд, д.21
Телефон: 8 (915) 460-80-81

Разработка сайта: Новое Слово